Биография Елены Рубинштейн и история ее бренда
Дата ее рождения не известна достоверно, а вся жизнь окутана легендами. Удивительно, что реальность бывает невероятнее любого вымысла.
Краков, Польша
У Елены Рубинштейн день рождения — под Новый год, 25 декабря. Она родилась в 1872 году старшей из 8 дочерей в семье небогатого торговца в еврейском квартале Кракова.
По законам сказочного жанра, юная Елена сбегает буквально из-под венца, потому что не желает выходить замуж за немолодого состоятельного вдовца (отец надеялся с его помощью поправить финансовое положение) и отправляется в Вену и намеревается изучать медицину. У нее нет сомнений, что ей предначертан другой путь, другая жизнь, слава и успех...
Елена Рубинштейн, 1923 год © Archives Helena Rubinstein
Мельбурн, Австралия
В 24 года она едет за этой другой жизнью на другой континент — в Австралию. Непросто встать на ноги в чужой стране. Но подарком судьбы (точнее, мамы) оказались 12 баночек с кремом для лица, который производили в Кракове друзья семьи Рубинштейнов аптекари братья Ликуцки. Новые соотечественницы изумлялись оттенку кожи мисс Рубинштейн — алебастровому, несмотря на жаркое австралийское солнце. И она очень быстро раздала и распродала свой крем, представленный как чудо-средство некого доктора Ликуски из Венгрии.
Хотите узнать, какие бьюти-бренды близки вам по духу? Пройдите наш тест.
В Австралии крем для лица производит фурор. Налаживаются поставки, дело растет, вскоре Елена выкупает формулу у таинственного доктора Ликуски и начинает производить крем в содружестве с местным аптекарем. Valaze («Валаз») — это бренд Елены Рубинштейн, якобы «дар небес» по-венгерски. Впрочем, десятилетия спустя она признается: «Что значит Valaze? Да ничего не значит, просто звучит красиво, необычно…». Так из венгерской легенды появилась косметическая компания Елены Рубинштейн, и в 1902 году в Мельбурне открылся ее первый бутик, а прямо в нем — первый в мире салон красоты. Помимо удивительной косметики, она подарила миру саму идею таких «царств красоты», где под одной крышей собраны всевозможные услуги для ухода за внешностью.
Кейс с косметикой «Валаз» (Valaze) © Archives Helena Rubinstein
Можно предположить, что в основе «дара небес» был ланолин из овечьего жира. Но рецепт так и остался секретом. Дело развивалось: Елена придумала вариации дневного и ночного крема, что было в новинку, отдельно составила крем для кожи под глазами. И вот бутик в Мельбурне уже не в состоянии охватить всех поклонниц новой косметики и кремы продаются по почте, через объявления в газетах. Но вот беда, женщины не умеют пользоваться косметикой: как смазывать лицо кремом, каким слоем, как часто, а что потом? И тут в жизни Елены появляется уже не мистический доктор Ликуски, а вполне реальный и успешный журналист, издатель Эдвард Титус. Он помогает ей составлять объявления и публикации в газетах. Во многом благодаря ему и родится впоследствии бренд «Елена Рубинштейн», но пока это все еще «Валаз».
Эдвард Титус, первый муж и соратник Елены Рубинштейн © Archives Helena Rubinstein
Центр красоты, открытый прямо в бутике, процветает. Это изысканный, дорогой салон в духе европейской моды. Дамы приходят сюда, чтобы приятно провести время в царстве красоты и благоухающих кремов. Елена рассказывает не только об уходе за кожей, но и о разных способах питания — это ведь тоже о красоте. Она очень увлечена научными исследованиями, привлекает врачей. И в конце концов едет обратно в Старый свет, чтобы учиться, продолжать исследовать теории и практики по косметологии. В 1905 году Елена Рубинштейн придумывает черную помаду (с углем), которая помогает бороться против прыщей. Сегодня мы назвали бы ее черной маской.
Лондон, Париж, Старый Свет
В 1900–1910-е годы она приезжает к лучшим ученым своего времени, подхватывает новые веяния. Она, формально так и не получившая фармацевтического образования, придумала эмульгатор — тот самый компонент косметики, который делает крем… кремовым, позволяет сочетать жировые и водные компоненты. Она предложила деление по типам кожи: сухая, нормальная, жирная.
Фабрика на Лонг-Айленде в Нью-Йорке © Nick de Morgoli
В 1910-е годы (да и всю последующую жизнь) она проповедовала идею, что женщина должна работать над своей красотой, потому что это все равно что работать над своими возможностями. Ее крылатые фразы: «Ты можешь выглядеть так, как хочешь выглядеть»; «Тебе столько лет, на сколько ты выглядишь»... Это были ее собственные принципы, потому что в 50 она говорила, что ей 30, и все верили. Лучшая реклама для своей косметики.
К тому времени она уже покорила Лондон, перебравшись туда из Австралии. Успела сочетаться браком с Эдвардом Титусом в 1907 году и родить двоих сыновей Роя и Горация. В салонах красоты она делает пилинги, электротоки, маски, дает рекомендации по питанию, отбеливает кожу после загара, обучает защите от солнца, использует мезороллеры… Бешеный успех! Что дальше? Конечно, Париж!
Maison de Beauté Valaze в Париже, на улице Фобур-Сент-Оноре © Archives Helena Rubinstein
Если в Лондоне она была первооткрывательницей, то в Париже с его развитой бьюти-сферой косметическим салоном никого не удивишь. Новым ноу-хау Елены Рубинштейн в дополнение к ее косметологическим секретам и оборудованию стали электромассажеры. Итак, в Мельбурне и Лондоне бизнес ведут ее сестры, а сама Елена пока работает в Париже, но уже задумывается о покорении Америки.
Нью-Йорк, США
Для начала она покупает рекламу в журнале Vogue, Америка с интересом следит за европейскими тенденциями в красоте. В 1915 году Елена Рубинштейн открывает бутик в Нью-Йорке. Как в Лондоне или Париже, она считает необходимым создать лучший интерьер и лучший салон. Открывает здесь же собственное производство. Изучает натуральные материалы. Во Франции, в Грассе, у нее целая ферма, где выращиваются травы для косметики и парфюмерии.
Елена Рубинштейн в своей лаборатории в Грассе © Archives Helena Rubinstein
Елена Рубинштейн становится законодательницей моды. В 1915 году выходит немое кино, где легендарная Теда Бара играет вампиршу. Сегодня это кажется невероятным, но кинозвезда обратилась к мадам Рубинштейн за помощью, так как считала, что ее глаза недостаточно выразительны. Елена участвует в создании смелого образа и вскоре выпускает новую коллекцию декоративной косметики под названием «Вамп». С ее легкой руки образ «женщины-вамп» становится широко доступным, а словосочетание входит в обиход.
Начинается победное шествие по Америке. В 1917 году она решается на продажу своей косметики в магазинах, но с условием, что там будут инструкции, как пользоваться кремами, и все продавцы пройдут обучение. Потом она и вовсе откроет специальные учебные центры — не для продавцов, а для покупательниц.
Тогда же Елена Рубинштейн запускает линию парфюма. Ее «золотым прииском» стали кувшинки. Аромат водяных лилий очень точно характеризует атмосферу 20-х — удушающе роскошный ар-деко. Панели из экзотических пород дерева, дорогая кожа, золото, атмосфера Гэтсби и — тонкий запах лотоса… Огромные лаборатории, десятки тысяч баночек косметики. Елена становится одним из ключевых деятелей индустрии красоты.
В окружении коллег на фабрике в Нью-Йорке © Nick de Morgoli
В салонах она активно популяризирует разные виды массажа. Появляются гимнастические клубы, где преподают нечто похожее на йогу, обучают дыхательной гимнастике. Второе дыхание обретает ее увлечение косметическими масками. На первый план выходят глина и легенды о египетских рецептах очищения кожи.
Как перфекционистка Елена Рубинштейн уделяла особое внимание качеству своей продукции и была в этом вопросе безукоризненно строга. Она проверяла каждый используемый ею компонент на вредность и контролировала полученный результат, вынуждая конкурентов делать то же самое. На протяжении всей жизни она искала вдохновение в смежных областях и привлекала к сотрудничеству самых талантливых и знаменитых ученых, дерматологов, фармацевтов. Она сразу поставила науку на службу красоте. В частности, с ней сотрудничала доктор Эмми Лист, которая разработала теорию пилинга. Сферу пластической хирургии Елена Рубинштейн изучала с врачами, восстанавливавшими лица солдат, изуродованные во время Первой мировой войны, сотрудничала со специалистами в области бальнеологии и спа-процедур на термальном курорте в Висбадене.
Удивительно, но даже великая депрессия не поколебала успешного бизнеса Елены Рубинштейн. Она бесконечно выдумывала новые способы общения с покупателями. Понимая, что красота по-прежнему остается ценностью, просто нужно сделать продукт проще, она выпускает более доступные, но столь же эффективные линейки кремов. Начинает активно развивать декоративную косметику. Моду диктует Голливуд, четкий структурный макияж Марлен Дитрих или Греты Гарбо. Елена Рубинштейн ищет альтернативу тяжелому гриму и создает декоративную косметику с учетом накопленного опыта в уходе за кожей. Появляются легкие тональные кремы с опцией увлажнения. Более легкие, но при этом стойкие декоративные помады. Наконец — водостойкая тушь, быстросохнущий лак и масса всего того, без чего мы сегодня не мыслим бьюти-сферу.
Реклама помады марки Helena Rubinstein © Archives Helena Rubinstein
Вторая мировая
Вторую половину 30-х годов Елена Рубинштейн живет на две страны — во Франции и в США, но приходит Вторая мировая. И теперь она не только владелица крупного мирового бизнеса, она польская еврейка, которая подлежит уничтожению. Вместе со вторым мужем грузинским князем Арчилом Гуриели (да, она стала княгиней!) они отправляются в Америку. Елена Рубинштейн делает все возможное, чтобы спасти всех, кого можно спасти. В 1939 году она вывозит из Кракова почти всю огромную семью Рубинштейн, включая родственников, которых никогда в жизни не видела. К сожалению, всех она спасти не смогла. Часть семьи погибла.
Голда Меир и Елена Рубинштейн © L'Oreal
В послевоенные годы Елена возвращается в Европу, с тем чтобы восстановить свой бизнес. Все разрушено. В роскошном особняке в Париже жили немецкие генералы. Часть мебели вывезена, оставшееся просто сломано. В Лондонский дом попала бомба, его нет. Разгромлены европейские предприятия. Она с нуля восстанавливает всю европейскую часть компании. И делает это настолько успешно, что в 50-е годы ее фирма не только растет и развивается, но и становится важнейшей в бьюти-пространстве.
СССР
Дом Елены Рубинштейн на подъеме. Работают отделения в Канаде, Америке, Европе, Японии. Развиваются косметика, косметология. Елене уже за 80. Но язык не поворачивается назвать ее «пожилой». В 1959 году ей предлагают представить свою компанию на Американской выставке в Москве — одно из удивительных событий оттепели. Ее компания — единственная из мировой индустрии косметики. Елена Рубинштейн нашла среди своих сотрудников трех русскоязычных специалистов, которые помогли составить брошюры на русском языке. О типах кожи, об уходе за ней, обо всех главных разработках компании. В павильон Елены Рубинштейн в Сокольниках приходят тысячи женщин, не избалованных сервисом, им все в новинку. Она показывает, как пользоваться косметикой, с интересом путешествует по Советскому Союзу.
На Красной площади © Archives Helena Rubinstein
На Американской выставке в Москве, 1959 год © Archives Helena Rubinstein
Вечный двигатель
Она была очень активна до конца своих дней. Работала до последнего. И в конце концов ушла после целого дня на работе 1 апреля 1965 года. Ей было 93 года. Многие восприняли это как первоапрельскую шутку. Потому что такие люди не умирают, они же вечный двигатель...
Как часто случается со многими великими компаниями, без основателя дела идут на спад. Но в 1988 году бренд «Елена Рубинштейн» полностью переходит к компании «Лореаль». И сегодня легенда продолжается.
Особая благодарность Тиму Ильясову и бренду Helena Rubinstein за увлекательную историю.
2022: Мадам Рубинштейн снова в Москве!
Женщина-легенда возвращается в Москву к 120-летию своего бренда. Ее можно увидеть в самом сердце столицы — на Тверском бульваре. На сцене театра имени А. С. Пушкина его художественный руководитель Евгений Писарев поставил спектакль «Мадам Рубинштейн» по пьесе австралийского драматурга Джона Мисто.
Вера Алентова в роли Елены Рубинштейн © Лена Морозова
Юмор и драматичность судьбы этой невероятной женщины, ее харизма и обаяние, деловитость и непосредственность — все нашло отражение в спектакле. Если раньше можно было говорить, что созданные ею косметика, салоны, бренд сродни произведениям искусства, то теперь вошел в искусство и ее собственный образ. Прожитая Еленой Рубинштейн судьба со всеми ее достижениями и утратами, открытиями и преодолением стала настоящим шедевром.
Вернуться к оглавлениюОбзор косметики
В косметике бренда Helena Rubinstein удивительно переплетаются традиции и инновации. Впрочем, это тоже одна из традиций бренда и самой Елены Рубинштейн: искать новые решения, творить красоту и никогда не останавливаться на достигнутом.
Крем для лица Powercell Skinmunity
Растительные клетки критмума морского, мед, лактобактерия, альфа-глюканы, масло ши — дневной крем заряжает клетки энергией, укрепляет кожу, защищает ее от вредных воздействий внешней среды, придает здоровый, свежий вид и сияние. Наиболее эффективно совмещать нанесение крема с легким массажем поглаживающими движениями снизу вверх и от центра к периферии, заканчивая в области висков. Для оптимальных результатов наносите крем на кожу лица утром, после использования сыворотки.
Выравнивающая тон эссенция Prodigy Cellglow
Растительные клетки эдельвейса, способного цвести и благоухать в самых неблагоприятных условиях, — в сердце формулы линии Prodigy Cellglow. Это источник сияния, увлажнения и свежести кожи. Концентрат наносится на чистую кожу легкими похлопывающими движениями после тоника и перед нанесением сыворотки или крема.
Черный крем-пилинг двойного действия Pure Ritual Care-in-Peel
Выравнивает тон и рельеф кожи, придает ей естественное сияние, действует и как скраб с отшелушивающими мельчайшими крошками пемзы, и как пилинг с гликолевой и другими фруктовыми кислотами. При этом кожа увлажнена и напитана благодаря маслам абрикоса, авокадо, рисовых отрубей и другим ценным компонентам.
Вернуться к оглавлениюРеклама, www.skin.ru, erid: Kra246Wkt
Оставить комментарий